В условиях формирования гражданского общества в Российской Федерации наиболее перспективной формой образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья является именно инклюзивное образование.
В 2014-2015 учебном году «МБОУ «СОШ № 18 имени Б.Б. Городовикова» вошла в Государственную программу «Доступная среда». В рамках программы были проведены определенные строительно-монтажные работы (строительство пандуса, установка новых дверей с широким проемом, выравнивание полов, установка поручней, реконструкция туалетов в соответствии с требованиями, ремонт кабинета), укреплена материально-техническая база школы (медицинское оборудование, раздаточный материал и т.д), проведены мероприятия по открытию ресурсного кабинета для обучающихся с расстройствами РАС.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
В МБОУ «СОШ №18 им. Б.Б. Городовикова» обучается 1034 детей, из них:
-очная форма- 1012 ученик (98 %);
-обучение на дому-22 ученика (2,0 %);
Инклюзивное образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности.
Кадровые условия
Реализация ФГОС подразумевает создание кадровых условий, под которыми подразумевается укомплектованность образовательной организации специалистами сопровождения (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед и др.), наличие соответствующей профессиональной подготовки у педагогов, реализующих адаптированные программы.
Несомненно, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе со стороны педагогов. Чтобы инклюзия была успешной, надо учитывать особенности восприятия окружающего мира детьми с ОВЗ. Такие дети обладают сниженными адаптационными возможностями. Каждый учитель, работающий с особым ребенком, разрабатывает адаптированную образовательную программу (АОП) на конкретного ребенка с учетом его психофизических возможностей.
Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психологическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания (специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания, специальные учебники, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ).
В основном все педагоги имеют большой опыт работы с детьми данной категории. Условия, созданные в школе, помогают детям с ОВЗ пройти успешно социализацию. Дети принимают активное участие в жизни школы и класса, принимают участие в соревнованиях различного уровня.
Уровень профессионализма педагогов школы можно подтвердить следующими фактами:
-14 апреля 2016 г. открытые дистанционные уроки на республиканском семинаре по теме «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий» для слушателей КРИПКРО (учитель русского языка и литературы Манджиева З.Д., учитель истории и обществознания Манджиева Е.В.);
-2017 г. апрель обобщение передового педагогического опыта на муниципальном уровне по теме «Дистанционное образование в условиях реализации ФГОС» (Манджиева Е.В.);
-29 марта 2016 г. выступление на мартовских чтениях с докладом «Организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья», секции руководителей ОО (Дорджиева А.А.-зам. директора по УВР).
-август 2018 г. –модератор дискуссионной площадки № 1 по теме «Инклюзивное образование: теория и практика» в рамках августовского совещания, выступление по теме «Государственная политика в образовании детей с ОВЗ» (Дорджиева А.А.-зам. директора по УВР);
-06 декабрь 2018 г., участие в республиканской конференции «Особенности организации инклюзивного образования: состояние и перспективы». Выступление:
-по теме «Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ.-тьотор Салмаева С.А.;
-по теме «Психологическое сопровождение детей с РАС»-педагог-психолог Шатаева Е.В..
Просветительская работа
Важным направлением просветительской работы является формирование у детей и подростков толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно в школе проводятся мероприятия по поддержке детей-инвалидов. С этой целью в школе в рамках Международного дня инвалидов (3 декабря) проводятся мероприятия;
-акция «Белая лента», символизирует о том, что все люди независимо от состояния здоровья, рождаются свободными и равными в своих правах, в своем достоинстве и ценности своей личности;
-акция «Доброе дело». В рамках акции все дети, имеющие инвалидность, получают подарки от обучающихся школы;
-круглый стол «Смотри на него как на равного» (9-11 классы).
На классных часах проводятся беседы на темы «Мы разные, но мы вместе», «Планета толерантности» и др.
Подобные мероприятия воспитывают в детях понимание и чувство ответственности за людей, которые нуждаются в их помощи. Надо самим поверить, что они такие же, как все, и передать эту веру им.
Построенная таким образом деятельность школы по организации образовательного процесса для детей с различными образовательными возможностями позволяет данной категории обучающихся на достаточном уровне адаптироваться в школьном социуме, освоить не ниже базового уровня основные образовательные программы, развивать познавательные психические процессы, качества личности в соответствии с индивидуальными особенностями.
Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников. Традиция школьного преподавания как трансляции знаний, должна стать специально организованной деятельностью по коммуникации участников обучения, по совместному поиску новых знаний. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения.
Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогике (педагогическом процессе) вообще.