Соответствующие условия реализации прав на получение образования детьми с ОВЗ обосновываются международными документами в области образования, закреплены в следующих нормативных документах:
Конституция Российской Федерации;
Конвенция о правах ребенка;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Санитарные правила введены в действие с 1 января 2021 года и действуют до 1 января 2027 года).
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Обновлён порядок ведения деятельности по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Помимо этого важная роль в определении необходимых в каждом конкретном случае специальных образовательных условий отводится системе психолого-медико-педагогического консультирования - деятельности системы ПМПК и школьных психолого-педагогических консилиумов.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети, имеющие проблемы в развитии, имеют равные со всеми права на образование.
Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором учителя школы организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. Обучение на дому, безусловно, не способствует получению ребенком качественного образования, а главное ведет к трудностям его социальной адаптации и интеграции в общество.
Инклюзивное обучение ребенка-инвалида в общеобразовательном учреждении вместе со здоровыми детьми. Это форма дифференциации образования. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей с ОВЗ возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
Цель инклюзивного образования в СОШ № 18 г. Элиста: обеспечение равного доступа к получению качественного образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Задачи инклюзивного образования:
- создание инклюзивной образовательной среды, способствующей гармоничному развитию детей, имеющих разные стартовые возможности;
- формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
- создание условий для развития потенциальных возможностей детей с ОВЗ в совместной деятельности со сверстниками;
- организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования, включающей диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее направления деятельности, сетевое взаимодействие с социальными партнерами;
- оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, включение законных представителей в процесс обучения и воспитания ребенка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания.
Организация процесса обучения детей с ОВЗ в МБОУ «СОШ№18 им. Б.Б. Городовикова» осуществляется на основе заключения Центральной медико-психологической педагогической комиссии (ЦПМПК). На каждого обучающегося с ОВЗ заполняется и ведется психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ здоровья в школе имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из других классов. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с
ОВЗ они включаются в проведении воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.
В нашей школе проводятся занятия по пониманию инвалидности и толерантному отношению «Уроки доброты», которые проводят тьюторы.
При условии успешной реализации модели инклюзивного обучения в МБОУ «СОШ №18 им. Б.Б. Городовикова» планируется получить следующие результаты:
- создать условия для получения качественного и доступного образования обучающимся с ОВЗ;
- способствовать успешной социализации и расширению социального пространства детей с ОВЗ;
- формировать и развивать у детей с ограниченными возможностями здоровья такие личностные качества, ключевые компетентности, которые помогут им адаптироваться к социальным реалиям и позволят реализовать свой потенциал в обществе;
- вовлекать детей с ОВЗ в участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т. д. и получение возможных положительных результатов