МБОУ "СОШ №18 им. Б.Б. Городовикова"
г. Элиста, Республика Калмыкия
  • Профильное направление: Русский язык

    Профильные классы

    Изучение литературы на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

    ·         воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

    ·         развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

    ·         освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художествен-ных стилей;

    ·         совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

    Основные теоретико-литературные понятия

    -        Художественная литература как искусство слова.

    -        Художественный образ. Художественное время и пространство.

    -        Содержание и форма. Поэтика.

    -        Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

    -        Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

    -        Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

    -        Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

    -        Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.

    -        Деталь. Символ. Подтекст.

    -        Психологизм. Народность. Историзм.

    -        Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

    -        Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

    -        Гипербола. Аллегория.

    -        Стиль.

    -        Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.

    -        Литературная критика.

    ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ

    -        Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

    -        Выразительное чтение.

    -        Различные виды пересказа.

    -        Заучивание наизусть стихотворных текстов.

    -        Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

    -        Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

    -        Устные и письменные интерпретации художественного произведения.

    -        Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

    -        Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.

    -        Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

    -        Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

    В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен

    знать/понимать

    ·         образную природу словесного искусства;

    ·         содержание изученных литературных произведений;

    ·         основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;

    ·         историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

    ·         основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

    ·         основные теоретико-литературные понятия;

    уметь

    ·         воспроизводить содержание литературного произведения;

    ·         анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

    ·         соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

    ·         раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

    ·         соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

    ·         определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

    ·         сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

    ·         выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

    ·         выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

    ·         аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

    ·         составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

    ·         писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

    Лазарева Галина Петровна.
    Учитель русского языка и литературы
    Телефон
    +7 (000) 111 22 33
    Электронная почта
    mail@mail.ru
    Часы приема
    Пн–пт 09:00–16:00

    Высший балл ЕГЭ по литературе - 94.

    УМК Литература. Под редакцией Коровина В.И. (10-11). Углубленный уровень

    Победители и призеры.

    1. Манджиева Джиргала – призёр 2019 г. Муниципальный этап.
    2. Нимгирова Анастасия - призер 2020г. Муниципальный этап
    3. Комкаева Саяна - призер 2020г. Муниципальный этап.
    4. Нимгирова Анастасия – призер 2020г. Региональный  этап
    5. Нимгирова Анастасия - призер 2021г. Региональный этап
    6. Нимгирова Анастасия – призер 2022г. Региональный  этап
    7. Нимгирова Анастасия – призер 2021-2022г. Муниципальный этап
    8. Янжураев Артем – победитель 2021-2022г. Муниципальный этап
    9. Янжураев Артем - призер 2021-2022г. Муниципальный этап
    10. Манджиева Джиргала – призёр 2018 г. Муниципальный этап.

    Наши достижения

    00
    высший бал на ЕГЭ по Истории в 2020 году
    00
    призеров и победителей муниципального этапа ВсОШ за последние 3 года
    00
    Победитель муниципального этапа ВсОШ по истории в 2020 году

    Учебники

    Укажите название
    Укажите автора
    1 класс
    Укажите программу
    Укажите описание...
    Укажите название 2
    Укажите автора
    1 класс
    Укажите программу
    Укажите описание...

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie